Какие лица являются взаимозависимыми

Взаимозависимые лицаВзаимозависимые лица - это организации и физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия их сделок (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Взаимозависимость возникает из-за участия в уставном капитале, наличия полномочий по назначению руководства фирмы, должностного подчинения или семейных связей. Перечень ситуаций, когда лица будут взаимозависимы, есть в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. В других случаях признать взаимозависимость могут суд или сами лица, считающие себя таковыми (п. п. 6, 7 ст. 105.1 НК РФ).

Пример 1.
Взаимозависимых лиц

  1. Организация и ее директор.
  2. ООО и его участник, владеющий более 25% уставного капитала.
  3. Организации, в каждой из которых один и тот же участник владеет более 25% уставного капитала.
  4. Организации, у которых один директор.
  5. Организация и физлицо, которому принадлежит 50% уставного капитала ООО - участника этой организации.

Любые доходы, которые были недополучены из-за особых условий сделки между взаимозависимыми лицами, надо учесть при налогообложении. Посчитать налоги исходя из рыночной цены взаимозависимые лица должны сразу или по окончании года. Если этого не сделать, заниженные из-за нерыночной цены налоги доначислит ФНС, но уже с пенями и штрафами (ст. ст. 105.3, 105.17 НК РФ, Письма ФНС от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@, от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615).

При взаимозависимости есть и другие налоговые последствия. Например - восстановление амортизационной премии.

Тексты писем ФНС:


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 11 марта 2015 г. N ЕД-4-13/3833@

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОРРЕКТИРОВОК
В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 105.3 НК РФ

Федеральная налоговая служба в целях реализации положений пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 105.3 Кодекса Федеральная налоговая служба при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 Кодекса, проверяет полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Согласно пункту 1 статьи 129.3 Кодекса неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.
В силу переходных положений, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 129.3 Кодекса, при вынесении решений о доначислении налогов за налоговый период 2014 года применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 105.3 Кодекса налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню.

Налогоплательщики вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, и избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 129.3 Кодекса.

Самостоятельные корректировки по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц отражаются в годовых налоговых декларациях, тогда как по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых - в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен (рентабельности), повлекшее занижение сумм одного или нескольких указанных налогов (авансовых платежей).

При этом самостоятельные корректировки производятся:
организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок - не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период (то есть для организаций - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, для физических лиц - не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.
В связи с изменениями и дополнениями в формы налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, налогу на доход физических лиц, налогу на добавленную стоимость при отражении самостоятельных корректировок в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса необходимо учитывать следующее.

1. Налог на прибыль организаций

Адвокат: примечание.
Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014 N 35255) утверждены форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядок ее заполнения, а также формат представления указанной налоговой декларации в электронной форме.

В Приложении N 1 к Листу 02 налоговой декларации предусмотрена специальная строка 107, в которой указывается размер налоговой базы, дополнительно исчисленной налогоплательщиком на основании пункта 6 статьи 105.3 Кодекса.

В указанной строке указывается налоговая база, дополнительно исчисленная как в результате корректировки цены в сделке для целей налогообложения с применением методов, предусмотренных статьями 105.9 - 105.11 Кодекса, так и в результате корректировки прибыли вследствие применения методов, предусмотренных статьями 105.12, 105.13 Кодекса. Указанное справедливо также и в отношении дополнительно исчисленной налоговой базы, определенной исходя из рыночной стоимости предмета сделки, установленной в результате независимой оценки на основании пункта 9 статьи 105.7 Кодекса.

До внесения изменений (дополнений) в форму налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации налогоплательщикам при отражении самостоятельных корректировок следует руководствоваться письмом ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7582@.

2. Налог на доходы физических лиц
Изменения и дополнения в форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц внесены приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2015 N 35796).

Адвокат: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ абзац первый пункта 6 статьи 105.3 НК РФ изложен в новой редакции, в которой указано, что налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков), в случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров, не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 вышеуказанной статьи, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 НК РФ. Сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку, указываются в пояснениях, прилагаемых к уточненной налоговой декларации.

Лист В "Доходы, полученные от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики" формы налоговой декларации формы 3-НДФЛ дополнен пунктом 5 "Информация о самостоятельной корректировке налоговой базы в соответствии с положениями пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации". Указанный пункт формы 3-НДФЛ подлежит заполнению только теми налогоплательщиками, которые произвели самостоятельную корректировку налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц по итогам истекшего налогового периода в соответствии с положениями пункта 6 статьи 105.3 Кодекса в случае применения в сделках с взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм налога (авансовых платежей).

При этом в подпункте 5.1 формы 3-НДФЛ указывается сумма скорректированной налоговой базы, если в отчетном налоговом периоде была осуществлена такая корректировка; в подпункте 5.2 - сумма скорректированного налога, если в отчетном налоговом периоде была осуществлена корректировка налоговой базы.

3. Налог на добавленную стоимость

Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 N 35171) раздел 3 формы налоговой декларации дополнен строками 105 - 109, в которых отражается корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав по соответствующим ставкам налога, а также корректировка реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, на основании пункта 6 статьи 105.3 Кодекса.

Адвокат: примечание.
Приказом ФНС России от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@ изменена нумерация пунктов. Пункту 38.6 соответствует пункт 38.7.

Согласно пункту 38.6 Порядка заполнения налоговой декларации в графах 3 и 5 по строкам 105 - 109 отражаются суммы корректировки налоговых баз и сумм налога по соответствующим налоговым ставкам в случае применения налогоплательщиком в контролируемых сделках цен товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствующих пункту 1 статьи 105.3 Кодекса.

Сумма налога, отражаемая по строкам 105 и 106 в графе 5 при применении налоговых ставок 18 и 10 процентов, рассчитывается путем умножения суммы, отраженной в графе 3 соответственно на 18 или 10 и деления на 100.

Сумма налога, отражаемая по строкам 107 и 108 в графе 5 при применении налоговых ставок 18/118 или 10/110 рассчитывается путем умножения суммы, отраженной в графе 3, на 18 и деления на 118 или путем умножения на 10 и деления на 110.

4. Налог на добычу полезных ископаемых

Адвокат: примечание.
Приказом ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@ утверждена новая форма налоговой декларации.

До внесения изменений (дополнений) в форму налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых налогоплательщикам при отражении самостоятельных корректировок следует руководствоваться письмом ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4303@.

Одновременно с представлением в общеустановленном порядке налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций), перечисленных в пунктах 1 - 4 настоящего письма, в которых отражены самостоятельные корректировки, осуществленные в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, ФНС России рекомендует направлять в налоговый орган пояснительную записку с информацией об осуществлении самостоятельной корректировки, а также со сведениями о сделках, в отношении которых произведена корректировка: номер и дата договора; стоимость предмета сделки, указанная в договоре; стоимость предмета сделки для целей налогообложения; сумма произведенной корректировки; сведения о взаимозависимых участниках сделки (ИНН, наименование налогоплательщика) и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация.

Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Письма ФНС России от 11.02.2013 N ЕД-4-3/2113@, от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5938@ с 01.01.2015 признать утратившими силу, письмо ФНС России от 15.04.2013 N ЕД-4-3/6824@ признать утратившими силу с 14.02.2015.

Довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 2 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/18615

О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЬИ 105.3 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 в отношении применения отдельных положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.ЕГОРОВ

 

 

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 октября 2012 г. N 03-01-18/8-145

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЬИ 105.3 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение Федеральной налоговой службы в отношении применения положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Статьей 105.3 Кодекса установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения данной статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 Кодекса. При этом, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.

Нормы пункта 1 статьи 105.3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения. При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом "вытянутой руки".

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - ЦА ФНС России).
По нашему мнению, исходя из совокупности норм Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 Кодекса, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.
В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, представление уведомления и подготовка документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса не предусмотрены. При этом, по нашему мнению, контроль соответствия цен в таких сделках может осуществляться в следующем порядке.

В случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14.3 Кодекса.

В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105.14 Кодекса.

В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН


 

Мы ждем от Вас звонка!